Охотник возле костра, отблеск пламени на лице уставшего
путника, дым над хижиной, хозяин, подкармливающий печной огонь, блуждающий
огонек в темноте, полет искры - с этого начинается жизнь в пустынных местах, это
ее первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги. И когда языки пламени слизывают
черноту ночи и отталкивают темноту, когда сипят мокрые ветки, наваленные на
костер, когда под котелком с ухой выплясывают огненные чертики, у человека нет
сомнения, что рядом с ним бьется, подает голос другая жизнь. Отблеск живого
сильного огня на всем, с чем соприкасается бродячий люд. Пламя освещает дорогу,
согревает путников. Им еще долго шагать и разводить костры...
Так издавна называли огонь, добытый при помощи деревянных
палочек или специальных приспособлений. Такой огонь у разных народов известен
как новый, деревянный, святой, самородный, трудовой, небесный. Добыть его под
силу и современному путешественнику, если он внимательно приглядится и изучит
опыт предков.
При помощи деревянных палочек умели разводить костры в разных
уголках планеты. На Украине до сих пор называют живым огонь, добытый во время
купальских празднеств трением щепки о старое колесо. Карпатские гуцулы, чтоб
зажечь в горах пастушью живую ватру, быстро крутят скалуш (обломок сухого
дерева, в заостренный и расщепленный конец которого вправлен трут) между двумя
вбитыми в землю кольями. Иногда к скалушу повязывают шнур или крутят его с
помощью тетивы лука. Альфред Брем, путешествуя по северо-восточной Африке,
наблюдал за тем, как местные жители, используя для топлива бобовое растение
мурдж, вставляли палку в отверстие другой палки и быстро приводили ее в
движение. Таким образом, утверждал натуралист, суданец может добыть огонь за три
минуты. Туареги Сахары терли папочку (она должна быть из твердого дерева,
скажем, акации или дикой смоковницы) о дощечку, пока не получалась тлеющая пыль.
А вот что увидел Давид Ливингстон в Центральной Африке:
Огонь повсеместно добывают вращением между ладонями палочки,
упертой в другую. Постоянно видишь эти палочки, привязанные к одежде или к узлу
путешествующих. Перед тем как вставить вертикальную палочку в горизонтальный
брусок, тупой ее конец смачивают языком и окунают в песок, чтобы к ней прилипло
несколько песчинок. Так на юге, то же самое и в северных широтах. Огнива
камчадалов, - сообщал Степан Крашенинников в Описании земли Камчатки, - имели
вид дощечек из сухого дерева, на которых вдоль края делались дырочки. При
вращении ставившихся в эти дырочки кругленьких палочек из сухого дерева
получался огонь.
В палочке-выручалочке, с помощью которой можно разжечь костер,
нет ничего волшебного. И все же при добыче огня есть свои тонкости, приемы. Как
держать палочку? В каком направлении ее вращать? Австралийцы кроме вращения
палочки между ладонями, своеобразного сверления древесины, используют такие
приемы, как пиление и выпахивание. При выпахиваний человек трет взад и
вперед по углублению вдоль ствола или дощечки концом папочки, наклоненной под
углом.
А вот как можно добыть огонь, скажем, в джунглях с помощью
бамбуковых приспособлений. Полуметровую бамбуковую планку втыкают в землю
примерно до половины длины. Четыре другие такие планки складывают попарно
выпуклой стороной наружу, поместив между каждой парой планок сухой трут. Затем
делают на планках поперечные насечки и по ним, крепко прижимая планки к стержню,
двигают вверх-вниз, пока трут не затлеет. Еще об одном методе добычи живого
огня с помощью бамбука сообщает В.Волович в книге Один на один с природой. Из
сухого бамбука вырубается продольная планка длиной 10-15 см и шириной 4-6 см.
Посредине планки проводят поперечную борозду, в центре которой просверливают
небольшое, с булавочную головку, отверстие. Изготовив из бамбуковой стружки два
небольших шарика, укладывают их по обеим сторонам отверстия с желобчатой стороны
планки. Колено закрепляют с помощью двух колышков спереди и сзади. Затем
пластинкой покрывают шарики, прижимая их большими пальцами и приложив планку
так, чтобы ее поперечная бороздка легла на край выреза в колене, быстро двигают
ее взад и вперед до появления дымка. Затлевшие шарики раздувают сквозь отверстие
в планке и перекладывают в заранее приготовленную растопку.
КРЕМЕНЬ и ОГНИВО
Кремень и огниво (кресало) издавна были одним из главных
снаряжений бродячего люда. Их часто носили при себе в специальных мешочках на
широких поясах. Огнивенкой, огнивицей называлась сумочка на поясе или
жестяная коробка, в которой держали трут (обычно жженое тряпье), кремень и
огниво. И позднее, когда появились самогарные спички, путешественники не
пренебрегали этими простыми средствами добычи огня. Кроме того, на всякий
случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво и жженую тряпку, - писал
опытный таежник В. Арсеньев. Кремень - это очень твердый камень, минерал,
состоящий из кремнезема. Огнивом или. кресалом могли служить простая стальная
полоска, обломок напилка. Обухом не ударишь, искры не увидишь, -говорили в
народе. Ударяя кресалом о кремень, высекали искры, которые поджигали загодя
поднесенный трут.
Современному путешественнику в качестве аварийного запаса не
лишним будет иметь с собой несколько кремней, которые употребляются для
зажигалок. Для их хранения можно приспособить обыкновенный карандаш. Из него
аккуратно выдавливают грифель, вместо которого и вставляют кремни. Достаточно
такой палочкой-зажигалочкой чиркнуть по любой твердой шершавой поверхности,
чтобы высечь сноп искр. Если в запасе есть немного бензина, то можно плеснуть
его на камень, по которому ударить другим камнем или куском железа. От искры,
которую удастся высечь, бензин загорится.
ТРУТ
Чтобы из искры, высеченной с помощью кремня и огнива или
добытой в результате трения двух кусков дерева, разгорелось пламя, нужен трут.
Из природных материалов, которые можно применять в качестве трута, наиболее
известен в лесных районах гриб-трутовик, растущий на гнилых пнях. Лучшим
считается губчатый трутовик. В качестве трута также используют сухой ягель, мох,
кусочки хлопка. Для более быстрого возгорания трут смачивали в квасцах, селитре
и даже человеческих испражнениях. В старину в специальных коробочках-трутницах
для добычи огня с помощью кремня и кресала держали пережженную тряпицу, ветошку.
Современному путешественнику, что надолго отправляется в дикие края, стоит
прихватить с собой скрученные и слегка обожженные на огне кусочки ваты, которые
при необходимости могут послужить отличным трутом. Один старый зэк рассказывал
мне, что заключенные в камерах, когда у них отбирали спички, выдергивали из
ватников кусочки ваты и, быстро растирая их подошвами, добывали огонь, которого
было достаточно, чтоб закурить самокрутку
ЗАПАС СПИЧЕК
Забота о сухости спичек - одна из важнейших для
путешественника, рыбака, охотника. В.Арсеньев в книге Дерсу Узала писал:
Самое важное в походе - уметь предохранить спички от сырости. Сплошь и рядом
случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обертка из кожи
или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются даже тогда, когда
они не были подмочены. Самое лучшее средство - укупорить спички в деревянную
коробку с хорошо пригнанной крышкой. От сырости дерево разбухает, и крышка еще
плотнее прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил
в своей сумке. Стрелкам для табака были куплены резиновые кисеты с затяжными
завязками. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень,
огниво, трут и жженую тряпку. Для зашиты от сырости спичечные головки два-три
раза окунают в расплавленный парафин, пока они не покроются тонкой
водонепроницаемой пленкой. Для большей гарантии спички затем завертывают в
полиэтиленовый пакетик, края которого заваривают по концам разогретым ножом.
Если чуть сыроватая спичка не загорается, ее стоит потереть о сухой волос.
Кстати, чтобы сэкономить спички при разжигании костра на ветру, иногда лучше
сразу же пожертвовать несколько штук. Сложите вместе три-четыре спички уступом,
чтобы воспламеняющиеся головки были на разном уровне. Воспламеняясь
последовательно, они будут гореть дольше. В.СУПРУНЕНКО
|